17 мая 2022

ТЮРКСКИЙ СОЮЗ – ПРЕДТЕЧА ТЮРКСКОГО МИРА

«Я верю, что Тюркский союз однажды станет правдой.

Даже если я этого не увижу, я не перестану верить в него.

Вскоре история откроет свои новые главы вместе с Тюркским союзом.

В этих главах тюрки обретут новый мир.

Это будет означать спокойное существование тюркских народов».

М.К. Ататюрк

Казахстан в настоящее время испытывает мощный прессинг в виде идеологического, информационного, экономического и политического давления, в первую очередь со стороны нашего северного соседа. Говорить о каком-либо серьезном информационном и идеологическом влиянии Запада или Востока (в лице Китая) на казахстанское общество не приходится, поскольку подавляющее большинство граждан РК не владеет английским и тем более китайским языками. Зато русским языком владеют практически все граждане Казахстана.

Судьбоносные вопросы будущего Казахстана как одного из локомотивов ЦАР будут зависеть во многом от влияния внешних факторов. Их условно можно разбить на несколько векторов. Российский, китайский, тюркский, западноевропейский, американский и исламский. Рожденный творческой фантазией З. Бжезинского термин «многовекторность внешней политики» достаточно успешно реализовывался Акордой до недавнего времени, пока не дал ощутимый крен в сторону российского направления.

На этом фоне прошедшая 12 ноября 2021 года в Стамбуле встреча открыла новую страницу в истории тюркоязычных стран. Совет сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), который был создан в 2009 г. был переименован в Организацию тюркских государств (TDT – Türk Devletleri Teşkilatı), что свидетельствует о возрождении тюркского вектора. С этого момента 5 государств (Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан), а также два государства в статусе наблюдателя (Туркменистан, Венгрия) составляют новую международную организацию. Как отмечает Р. Жумалы, «по факту это означает появление полноценной международной организации, которая будет строится уже не просто на декларациях, а на конкретных обязательствах участников» [1].

С вхождением в ОТГ на правах наблюдателя Туркменистана, удалось объединить все тюркоязычные страны. Однако ареал Тюркского мира этим не ограничивается. Сегодня большие массивы тюркских народов в статусе автономных республик и районов находятся в России, Китае, Иране, Монголии. Все они естественным образом тяготеют к своим корням [1].

Появление новой международной организации на мировой арене вызвало неоднозначную реакцию экспертного сообщества нашего северного соседа от скепсиса – «красивая обертка без конфеты» до демонизации нового формата тюркского союза [2]. Более объективные оценки нового тюркского союза признают, что проект тюркского мира уже стал серьёзным геополитическим фактором. И не считаться с этим фактом уже нельзя. «Мы уже не живем в безальтернативном мире, зажатом в каркас жесткой парадигмы «шаг влево — шаг вправо». Турецкая альтернатива — это та реальность, которую России уже сейчас следует принять в качестве данности и конкурировать, но не в плоскости попыток «повлиять на Турцию» … Конкурировать придется, как это ни прискорбно, в плоскости успешности своей собственной национальной идеи, в плоскости демонстрации своих собственных успехов, в плоскости развития своих собственных интеграционных проектов» [3]. Пока же Москве предложить нечего, кроме провальных ОДКБ и ЕАЭС, в которых удерживают только силой принуждения. В то время как Тюркский союз изначально формировался как союз равноправных государств, где главным принципом был и остается учет национальных интересов каждого члена.

Центрально-азиатский регион становится полем, где интересы Китая и России сталкиваются с интересами других субъектов – тюркского и исламского миров. Из тюркского вектора в силу этноязыкового фактора автоматически выпадает Таджикистан, но он также является частью мусульманской уммы, что сближает его с регионом. Современный исламский мир многосубъектен, полиэтничен, расколот и разнопланов. Тем не менее, ислам изначально был и остается сильной идеологической системой, число последователей которой сегодня только увеличивается.

Так или иначе, но фактор тюркской идентичности, который, как считает Г. Телебаев, является базовым [4, с. 52] и фактор принадлежности к мусульманской умме все-таки сыграли свою роль. В Центральной Азии отныне складывается новая реальность. Как считает, М-А. Сыдыкназаров, Центральная Азия теперь сама должна конструировать свою новую региональную идентичность. До этого ее конструировали извне [5].

Волею исторической судьбы Казахстан оказался на перекрестке цивилизаций. В этих условиях есть угроза, безусловно, включения Казахстана в орбиту той или иной державы. Но какова степень реальности этой угрозы? Так ли она неминуема. Официальная власть, как представляется, надежды возлагает на применяемую ей в отношениях с другими странами политику многовекторного равновесия, которая в последние годы дала чрезмерный крен в сторону России. Как считает Д. Сатпаев, интерес Казахстана в том, что мы не должны идти в фарватере какого-то крупного геополитического игрока, нам не нужен «старший брат» — ни в лице России, ни в лице иного государства [6].

Нельзя не согласиться с мнением Д. Сатпаева в том, что Казахстан позиционирует себя как евразийское, а не как Центрально-Азиатское государство.

Тогда как Казахстан больше азиатская, чем евразийская страна, Казахстан – это часть тюркского мира и часть исламского мира. И это наша суть, наша судьба и наше предопределение.

Поэтому Казахстан должен обращать большее внимание на Центрально-Азиатскую региональную кооперацию, чем включаться в ЕАЭС. Страны Центральной Азии должны усилить региональную кооперацию, чтобы не застрять в сырьевой периферийной зоне мировых экономических процессов. Это в немалой степени зависит от грамотно выстроенной региональной политики с участием самих государств Центральной Азии без посредников. По сути, речь идет о выживании стран региона в качестве самостоятельных экономических и политических акторов. Регион должен быть экономически конкурентоспособным и политически стабильным в условиях глобальных геополитических изменений [6].

Экономический потенциал ОТГ выглядит достаточно внушительно. Это свыше 180 миллионов человек, обширные и стратегически важные территории от Средиземного моря до Китая, солидная экономическая (суммарный ВВП составляет почти 1,5 трлн. долларов) и военная мощь, богатые природные ресурсы, пересечение торговых маршрутов и т.д. [1]. Региональная кооперация государств ЦАР вкупе с экономическим взаимодействием с Турцией и Азербайджаном может в перспективе составить реальную альтернативу ТС и ЕАЭС. Энергетические проекты с участием Азербайджана и стран ЦАР, которые обеспечивают поступление энергоресурсов в Турцию и далее на Запад могут стать основой энергетической безопасности Европы и содействовать экономическому развитию стран региона. Эти проекты вызывают серьезное беспокойство нашего северного соседа, который считает их конкурентами и угрозой для своего господства на мировом рынке углеводородов. «В современных условиях масштабные энергопроекты будут провоцировать международные конфликты. Газо и нефтетрубопроводы в нынешнем веке воспримут весьма двусмысленную (экономически прогрессивную и военно-политическую провоцирующую) роль, которую в международных отношениях XIX и XX вв. играли железные дороги» [7, с. 30-31].

Параллельно с экономической интеграцией странам тюркского мира необходима консолидация военно-политическая. Тем более, что по многим вопросам международной повестки, таким как Сирия и проблемы Ближнего Востока, Афганистан, Нагорный Карабах, Кипр и другим у стран ЦАР, Турции и Азербайджана наблюдается единая позиция.

Оглушительная и потрясающая победа Азербайджана в Отечественной войне осени 2020 года воодушевила весь тюркский мир. «Азербайджан превзошел Армению во всех отношениях и при этом не проиграл информационную и пропагандистскую войну за мировое общественное мнение. Самым главным фактором успеха, конечно, стало превосходство Азербайджана в мобилизационном развертывании. Его стотысячной армии противостояли в 2 раза меньшие силы Армении, мобилизация в которой была провалена. О техническом превосходстве Азербайджана можно было судить по многочисленным видео расстрела армянской техники и солдат с беспилотников, звездой которых стал турецкий Bayratkar TB2. А с оперативной точки зрения азербайджанцы показали превосходство, нащупав и продавив слабые места в армянской обороне» [8].

На этом фоне в тюркском мире вновь заговорили о создании единой тюркской «армии Турана». «Учитывая тесное военное и политическое сотрудничество между Турцией и Азербайджаном во время Отечественной войны 2020 года, можно сказать о том, что тесная интеграция их вооруженных сил может рассматриваться как некий прообраз «армии Турана». Правда, сейчас эта «армия» включает в себя военные структуры лишь двух, а не шести тюркских стран, и во многом основана на противостоянии общему противнику – Армении. Остальные же тюркоязычные страны Центральной Азии, пока не торопятся вступать с Анкарой в военный союз» [9].

Следует признать, что реализация проекта создания «армии Турана» — это дело отдаленной перспективы. Россия и Китай будут всячески препятствовать этому проекту, который может серьезно подорвать их влияние в регионе Центральной Азии. К тому же членство трех государств Центральной Азии в ОДКБ является серьезным препятствием для более тесного военного сотрудничества с Турцией. Таким образом, пока остается формат двустороннего сотрудничества тюркских государств ЦАР с Турцией. Успехи военно-политического взаимодействия Турции и Азербайджана могут стать в будущем фундаментом проекта «армии Турана».

Для стран Центральной Азии жизненно необходимо всестороннее дальнейшее развитие сотрудничества с Вооруженными Силами Турции и Азербайджана во всех сферах, особенно организацию совместных военных учений. Первым этапом реализации проекта «армии Турана», должна быть стать создание общей системы безопасности.

Следующий и один из важнейших аспектов тюркской интеграции – это вопросы единого алфавита и единого языка. Дорожная карта в виде принятой концепции «Глобальное видение тюркского мира – 2040» подразумевает движение в сторону разработки общих тюркских учебников по истории, географии и литературе, единой латинской графики и в перспективе единой базовой терминологии и лексики. Вариантов их решения предлагается множество. Нам представляется наиболее убедительной концепция усредненного языка – ортатюрк, предложенная Б.Р. Каримовым. По его мнению, «язык ортатюрк будет близкородственным языком для большинства тюркских языков. Его можно будет изучать дополнительно к изучению родного тюркского языка. Каждая тюркская нация сможет сама выбрать формы, методы и уровень изучения языка ортатюрк, исходя из своих национальных и государственных интересов. Язык ортатюрк может стать добровольным языком межнационального общения, накопления информации общетюркского и мирового значения в сообществе тюркских наций.

Преимущества предлагаемого решения мировой языковой проблемы заключаются в следующем:

1) так как усреднение проводится на базе этнических языков (диалектов), носители данных языков (или диалектов), на основе которых строится усредненный язык, будут понимать его в определенной мере без предварительного изучения;

2) не принадлежа ни одной этнической группе, усредненный язык не дает преимущества ни одной из них, так что он не будет способствовать национальной розни на основе языковой политики;

3) усредненный язык устраняет некоторый произвол в выборе одного из местных языков в качестве официального государственного языка, так же как межэтнические конфликты;

4) усредненный язык позволяет не вводить язык бывших колонизаторов в качестве единственного официального государственного языка, ослабляет зависимость от бывшей метрополии в сфере культуры и образования.

5) многие народы, говорящие на одном языке разделены государственными границами. Таким образом, усредненный язык, построенный предложенным методом, мог бы играть роль макропосредника» [10].

Тюркское единство – это вопрос выживания тюркской цивилизации. Только так и не иначе. Конкуренция в современном мире становится все более ожесточенной. Чтобы не остаться на задворках мировой истории, тюркским государствам Центральной Азии жизненно необходима модернизация во всех сферах жизни. В мировой экономике необходимо найти и прочно занять свою нишу. В геополитической архитектуре мира необходимо занять позицию, с которой бы считалось международное сообщество.

Автор Иса Мамедов

Список использованной литературы и источников:

1. Жұмалы Расул. Организация Тюркских государств: аплодисменты, скепсис, враждебность. [Электронный ресурс] / Режим доступа https://www.exclusive.kz/expertiza/politika/126341/?fbclid=IwAR2TdFqpsRAC4ZQloa9jNn4pCF-at6G_Z9xNnHYcpXVMyGe5hgUSM-LhyIY

2. Исамова Аида. Центральная Азия хочет уравновесить Китай и Россию Турцией. [Электронный ресурс] / Режим доступа https://ia-centr.ru/experts/aida-isamova/tsentralnaya-aziya-khochet-uravnovesit-kitay-i-rossiyu-turtsiey/ Мирзоян Геворг. Центр тюркского мира – это Россия. [Электронный ресурс] / Режим доступа https://vz.ru/opinions/2021/11/22/1129827.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

3. Стародубцев Иван. Турция готовится потеснить США, Китай и Россию. [Электронный ресурс] / Режим доступа https://www.mk.ru/politics/2021/12/12/turciya-gotovitsya-potesnit-ssha-kitay-i- rossiyu.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&fbclid=IwAR0K6LdKKKiaMVL1o_fLzOXdxvHd7qhwi3Kb3TyXP-U39Ly3gsS1mXrhbLE

4. Телебаев Г.Т. Тюркская идентичность казахов // Идентичность и единство: казахстанский путь и модель Н.А. Назарбаева: сборник тезисов Международной научно-практической конференции. Астана, 28 ноября 2017 года. – Астана: Қазақстан Республикасының Тұғыш Президенті – Елбасының кітапханасы, 2017. – 124 б.,

5. Сыдыкназаров М-А. Центральная Азия сама должна спокойно сконструировать свою новую региональную идентичность. Пока ее конструировали извне. [Электронный ресурс]/ Режим доступа http://respub.kg/2018/04/05/centralnaya-aziya-sama-dolzhna-spokojno-skonstruirovat-svoyu-novuyu-regionalnuyu-identichnost-poka-ee-konstruirovali-izvne/

6. Сатпаев Д. Казахстан загнал себя в ловушку, выход из которой может стоить очень дорого [Электронный ресурс] / Режим доступа https://zonakz.net/2018/04/17/dosym-satpaev-kazaxstan-zagnal-sebya-v-lovushku-vyxod-iz-kotoroj-mozhet-stoit-ochen-dorogo/?utm_campaign=redtram&utm_content=406450431&utm_term=377151&utm_source=Redtram

7. Корецкий В.А. К вопросу о социально-политической ситуации в Центральной Азии (геополитический анализ)// Вестник Московского университета. Сер. 18. социология и политология. 2008. № 2. С.29-38.

8. Никольский А. Разморожен самый кровавый межстрановой конфликт в бывшем СССР [Электронный ресурс] / Режим доступа https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/12/29/852989-krovavii- konflikt?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

9. Насретдинов Х. Есть ли перспективы у «Великого Турана». «Великий Туран»: перспективы объединенной тюркской армии [Электронный ресурс] / Режим доступа https://islam.kz/ru/news/v-mire/est-li-perspektivy-u-velikogo-turana-velikii-turan-perspektivy-obedinennoi-tyurkskoi-armii-4623/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com#gsc.tab=0

10. Ойкуменическая концепция нации, усредненные языки и пути укрепления сотрудничества в Евразийском пространстве// Межэтнические взаимоотношения – гарантия развития евразийских идей. Материалы международной научно-практической конференции при ЮКГУ им. М.Ауэзова. Шымкент, 2007.с.65-72., О языке «ортатюрк». – Доклад на V-Курултае Всемирной Ассамблеи Тюркских народов. 3-6 ноября 2007 г. Шымкент. // Султанмурат Е., Мухаметдинов Р., Каримов Б. Тюркский пояс стабильности. Алматы, 2008. с. 38-41., Проблема языка межтюркского межнационального общения. – Доклад на XI съезде Дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и организаций. 17-19 ноября 2007 г. Баку. // Султанмурат Е., Мухаметдинов Р., Каримов Б. Тюркский пояс стабильности. Алматы, 2008. с. 41-46.


Другие новости


США намерены предотвратить развитие Тегераном программы создания БПЛА

США намерены предотвратить развитие Тегераном программы создания беспилотных летальных аппаратов и их распространение в мире, заявил госсекретарь...

Эрдоган вновь заговорил о платформе шести

«Азербайджан, Турция, Россия, Иран, Грузия и Армения — давайте сделаем совместный шаг, восстановим мир в регионе. В этой связи господин Иль...

Чавушоглу: не продадут нам США F-16, купим истребители Су-35 и Су-57 у России

«В случае отказа США продать модернизированные истребители F-16 Турция может, в частности, рассмотреть вариант с приобретением российских истреби...

Путин не планирует встречу с талибами во время их визита в Москву

Владимир Путин не планирует встречаться с талибами, которые в октябре должны прибыть в Москву на консультации, заявил пресс-секретарь президента ...

Алиев: Армения и Иран осуществляли наркотрафик в Европу через оккупированные территории

На протяжении почти 30 лет Армения в сговоре с Ираном использовала бывшие оккупированные территории Азербайджана для осуществления наркотрафика в...

Ильхам Алиев: Армения отказывается передать Азербайджану полные карты минных полей

Выступая на заседании Совета глав государств СНГ в формате видеоконференции президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что основными проблемами,...

Джейхун Байрамов: Азербайджан готов к нормализации отношений с Арменией

Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов, выступая на заседании Совета министров иностранных дел стран-членов СНГ в Минске, заявил, ...

В интервью итальянской газете «La Repubblica» президент Азербайджана Ильхам Алиев отверг обвинения Ирана

В интервью итальянской газете «La Repubblica» президент Азербайджана Ильхам Алиев отверг обвинения Ирана: «Решения принимаются мною здесь, в Б...